Парфюмерия: ароматы, классификация и ноты
Парфюмерное искусство сродни поэзии, как поэты заключают свои идеи в твердые переплеты книг, так и парфюмеры пишут истории ароматами, пряча их внутри стеклянных флаконов.
Как любое творчество, составление парфюмерных композиций не подчиняется правилам и зависит от личности художника. Однако, въедливые эксперты для удобства разбили ароматы на группы в зависимости от преобладающих нот. Не все композиции можно однозначно причислить к той или иной категории, но по ярко выраженным компонентам их все же подвергают классификации.
Ольфакторная классификация
Попытки упорядочить такую абстрактную сферу как ароматы увенчались успехом, благодаря Майклу Эдвардсу – британскому биохимику, систематизатору и историку, который предложил общепринятую сейчас систему классификации, названную «ольфакторной», т.е. обонятельной. Она основана на структуре пирамиды парфюма и делит все компоненты на четыре основные группы: восточные, цветочные, древесные и свежие. В каждой существует больше десятка подгрупп, но все они условны, и такая подробная классификация не может быть однозначной, т.к. сложность композиций чаще не позволяет четко отнести их к той или иной подгруппе.
Восточные композиции
Насыщенные, плотные, с нотами благовоний, дыма, специй, древесной смолы... Их ароматы всегда чувственные, теплые и томные. Они идеальны для вечера, свиданий, торжественных событий и прохладной погоды, лучше всего раскрываются в холодное время года. Летом, особенно в жару, могут показаться чрезмерными и приобрести иное звучание.
Характерные ноты: уд, специи и пряности, роза, муксус, амбра, ладан, черный чай, кофе...
Яркий представитель этой категории Musk Oud от Kilian с его дымностью, нотами бахура, ладана и табака.
Цветочные композиции
Название говорит за себя – это ароматы, основу которых составляют цветочные ноты. Самая многогранная и неоднозначная категория, ведь цветочные аккорды входят в состав абсолютно всех парфюмов, а ведут себя порой совершенно непредсказуемо. Так тубероза может раскрыться свежестью скошенной травы, ирис вдруг придаст композиции пудровость или древесный оттенок, а жасмин станет сливочным.
Характерные ноты: роза, жасмин, тубероза, сирень, ландыш, нарцисс, гардения, пион, фиалка, ирис...
Как пример великолепный белоцветочный Amouage Honour for Woman – запах невесты, воплощение женственности, переданное с помощью туберозы, ландыша, жасмина и гардении.
Древесные композиции
Ароматы дерева не уступают по многогранности цветочным. В зависимости от сочетаний, они могут придавать композиции изначально не свойственное им самим звучание. Так, например сандал может раскрыться цветами или дымом. Древесным композициям свойственны теплые ноты, дымные, сливочные, иногда с оттенком земляники или даже металла.
Характерные ноты: кедр, сандал, гуяйк, ветивер, пачули.
В этой категории хочется отметить Byredo Oud Immortel с его мшистым, табачным ароматом, приправленным благоуханием агарового дерева и зеленого папируса.
Фруктовые композиции
Наибольшее развитие это направление получило в 2000-х годах. В группу входят ароматы фруктов и ягод. Чаще всего они придают композиции сладость. Особняком держатся цитрусы, их выделяют в отдельную группу.
Характерные ноты: персик, инжир, яблоко, ревень, ежевика, личи, слива, ананас, смородина, груша.
В этой категории для вас искрящийся, молодежный Montale Pretty Fruity с нотами черной смородины, маракуйи, цитрусов.
Наиболее характерные подгруппы
Нельзя не сказать о некоторых подгруппах, поскольку их особенности настолько ярко выражены, что просто обязаны быть озвучены.
Цитрусовые
Особая категория очень характерных ароматов. Им свойственна легкость и свежесть. Они прекрасны в жаркую погоду, неназойливы и уместны в любой ситуации. Многие парфюмы стартуют именно с цитрусовых аккордов. Входят в состав других подгрупп: фужерных, шипровых, морских.
Характерные ноты: лимон, мандарин, апельсин, грейпфрут, бергамот, лайм, вербена, юзу.
Яркий представитель категории – унисекс Parfums de Marly Percival, для ярких и сильных личностей. В нем превалируют цитрусовые ноты и сплетаются с ароматом фиалки, жасмина, древесными компонентами.
Зеленые
Это в основном аккорды зелени и травы, они могут иметь разное звучание, быть свежими, горьковатыми или терпкими. Прекрасно сочетаются с цитрусовыми ароматами.
Характерные ноты: тархун, лаванда, полынь, базилик, розмарин, шалфей, шисо.
Любителям свежести представляем Merchant of Venice Asian Inspiration восточный зеленый парфюм с нотами шалфея, белого кедра, горького апельсина.
Фужерные
Название подгруппы произошло от французского «fougère», т.е. «папоротник», т.к. первый аромат, считающиеся основополагающим назывался «Fougere Royale» – «Королевский папоротник». Для этой подгруппы, характерно активное использование синтетических компонентов.
Характерные ноты: мох, кумарин, бергамот, лаванда, розмарин, дерево.
В категории фужерных ароматов представляем роскошный Escentric Molecules Molecule 05, который очарует вас древесной теплотой с гурманскими и восточными нотами.
Шипровые
По примеру предыдущей подгруппы эта также названа в честь первого, основополагающего парфюма. Для нее характерны свежие и пряные ноты.
Характерные ноты: бергамот, ветивер, мох, кожа, ладан, нероли, пачули.
Как пример, представляем яркий шипровый Creed Aventus Cologne for Him – с его сердечными нотами пачули, дерева, земли, оттененных ароматом розы и жасмина со шлейфом из мха, ванили и бобов тонка.
Морские, они же акватические
Свежие, напоминающие порыв морского бриза. Для создания этих духов активно используют синтезированные компоненты, смешивая их с цитрусовыми, цветочными и фруктовыми.
Характерные ноты: цитрусовые, лаванда, мята, зелень.
Любителям морской свежести представляем By Kilian Water Calligraphy – аромат для мужчин и женщин, относящийся к водяным цветочным, с аккордами водяной лилии, грейпфрута, белого жасмина с пряно-древесным шлейфом.
Гурманские
Не являются частью ольфакторной классификации и как понятие появились сравнительно недавно, но уже четко сформировали отдельную подгруппу. Для них характерны «съедобные», десертные ароматы, ассоциирующиеся с отдыхом и праздником.
Характерные ноты: карамель, сливки, печенье, мед, пралине, миндаль, какао, шоколад.
Для лакомок мы приготовили Kilian Black Phantom с оттенками темного шоколада, карамели, кофе, рома, сахарного тростника и миндаля.
Пирамида аромата
Если сравнить ароматическую композицию с театральной пьесой, то пирамида – это сценарий, согласно которому герои выходят на сцену, а затем покидают ее или остаются до конца действия. Пирамида похожа на трехактный спектакль и делится на верхние, средние и базовые ноты.
Верхние ноты
Их отличительная особенность – легкость, они словно созданы чтобы поприветствовать зрителя и упорхнуть, настроив его на определенный лад и подготовив к встрече следующих героев. Чаще всего действие начинается с цитрусовых, зеленых и специевых ароматов.
Сердечные ноты
Во втором акте появляются средние ноты, смешиваясь с угасающими верхними, они задают характер всей композиции. Они более романтичные и стойкие, живут от трех до шести часов. К ним относится роза, лилия, жасмин.
Базовые ноты
Формируют шлейф аромата. Выходят на сцену примерно через полчаса и могут оставаться на ней до конца пьесы. Это самые насыщенные и стойкие аккорды: сандал, пачули, бобы тонка, ваниль, мускус.
Стойкость и шлейфовость
Стоит пару слов сказать о шлейфовости и стойкости. Многие думают, что это одно и то же.
Шлейфовость – это способность парфюма оставлять послевкусие, отзвук, даже после того, как его обладатель уже ушел. Есть ароматы шлейфовые, которые чувствуются на расстоянии нескольких метров, они, кстати, не везде уместны. Есть такие, которые ощущаешь, только подойдя вплотную. Шлейф – часть замысла художника и его наличие или отсутствие не являются показателем качества композиции.
Стойкость – это способность сохранять аромат на теле и одежде в течение определенного времени. Она зависит от многих факторов, но основные – это состав композиции и концентрация ароматических веществ.
Бытует мнение, что чем выше стойкость парфюма, тем он качественнее. И наоборот, духи, не отличающиеся высокой стойкостью, считают подделками. Это в корне неверно. Парфюмерия, это искусство, где каждый аромат – история. Никому не придет в голову оценивать спектакль по его длине. Так и о духах нужно судить по отклику, который они рождают в вашей душе, а не по продолжительности звучания. Если история рассказана, занавес должен закрыться. Что вы скажете, если актеры после окончания спектакля еще лишних пять часов будут неуклюже топтаться на сцене и кланяться? О влиянии на стойкость концентрации будет рассказано ниже.
Классификация парфюмерии в зависимости от концентрации
В международной классификации различают пять стандартизированных концентраций парфюмерии, т.е. соотношений спирта и ароматических веществ.
Наименование |
Концентрация ароматический веществ, % |
Стойкость, часы |
Духи (Parfum) |
20-40 |
5-12 |
Парфюмерная вода (Eau de Parfum) |
15-20 |
3-5 |
Туалетная вода (Eau de Toilette) |
5-15 |
2-3 |
Одеколон (Eau de Cologne) |
2-4 |
2-3 |
Вода (Eau Fraiche) |
1-3 |
<2 |
Важно отметить, что концентрация – всего лишь цифра и указанная стойкость, является относительной. Она выявляется в результате испытаний, проводимых не на человеческой коже, а на впитывающих материалах, например хлопке, очевидно, что на коже парфюм поведет себя иначе. Ключевое влияние на стойкость оказывает ароматический состав. Так мускус, амбра сандал и жасмин являются одними из самых «долгоиграющих», поэтому восточные композиции демонстрируют самую высокую стойкость.
Цитрусовые и травянистые ноты самые легкие, поэтому свежие духи отличаются малой стойкостью. Вот почему восточная туалетная вода может оказаться более стойкой, чем цитрусовая парфюмерная. По этой же причине одеколоны, которые содержат в базе древесные компоненты, мускус и сандал держатся не меньше туалетной воды, а порой могут приблизиться по стойкости к парфюмерной воде. Не стоит забывать и об индивидуальном восприятии ароматов, кто-то является более чувствительным к одним компонентам, кто-то к другим, что также может повлиять на субъективное ощущение стойкости.